ХИМИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК ДЛЯ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ

 

                                

Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии

2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор

3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков

Оборудование:, мультимедийный проектор, слайдовая презентация

Подготовка
Формируются  команды по 6 человек из учащихся 8 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовит кроссворд из десяти слов для команды – соперника.

Жюри формируется из учащихся 11 класса.

Вступление
       Мы открываем сегодня неделю химии поединком между восьмыми классами. Ребята, которые только в этом году начали постигать тайны химической науки, успели многое узнать и многому научиться. Сегодня они покажут свои знания и умения. Давайте их поддержим и поприветствуем.

Представление команд и жюри.

Начать наш поединок я хочу словами Хэмери Дэви: «Прекрасная наука химия – мать наук- должна стать рычагом цивилизации». Итак, первый бой!

Первый бой. Разминка.

  • Наши восьмиклассники уже неплохо владеют химическим языком. Как в любом языке в нём есть свои буквы – химические элементы. Сейчас мы выясним, кто из них знает больше названий химических элементов. Команды по очереди будут называть химические элементы. Та команда, которая назовет больше – и будет победительницей. Цена победы – 5 баллов.


Второй бой. Самый-самый.

  • Всегда и везде находится самый-самый. В химии таких самых-самых тоже немало. Командам предлагаем вспомнить их и назвать. За правильный ответ – 1 балл.

1.      Самый распространённый элемент в земной коре. (Кислород)

2.      Самый жидкий металл. (Ртуть)

3.      Самый лёгкий газ. (Водород)

4.      Самая поваренная соль. (Хлорид натрия)

5.      Самые ленивые газы. (Инертные газы)

6.      Самая гремучая смесь. (1/2 части водорода с 1 частью кислорода)

7.      Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

8.      Самый крылатый металл (Алюминий)

9.      Самые активные металлы (Щелочные)

 

Игра со зрителями. Кислотный дождь.
            Наши участники уже познакомились с названием, составом и свойствами кислот. Мы предлагаем зрителям отгадать названия кислот, зашифрованные в женских именах. (на экран мультимедийного проектора выводятся зашифрованные названия кислот: Ф......ая, .Зо...я, ..Р.ая, .Оля..., ..Е....ва.).

(Ответы: фосфорная, азотная, серная, соляная, кремниевая)

Третий бой. Химические загадки.

Этот бой потребует от участников команд внимания, смекалки и, конечно же, знаний. Вам необходимо разгадать химические загадки. Первой отвечает команда, у которой сейчас больше баллов. А за правильную отгадку – 3 балла.

1.      Хоть и едкой называют,

             Но меня не презирают.
             Цвет индикатора меняю,
             А в кислоте я исчезаю.      Щёлочь

                2. В воде я слабо растворяюсь,

            При нагревании – возгоняюсь.
             Быстро ранку прижигаю
              И микробов убиваю.           Йод

                3.  От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

             Краснею от кислот, как от стыда,
             А в воду я кидаюсь без оглядки:
             Вот тут уж не заест меня среда!  Метилоранж

             4.   Была обменною монетой, 

              Причиной войн была не раз.
              И всё же, несмотря на это,
              Её не ценим мы сейчас.       Поваренная соль
     Четвёртый бой. Суперкроссворд.

  • Команды не только готовились к сегодняшнему поединку, но и выполняли домашнее задание: составляли небольшой химический кроссворд для своих соперников. Я предлагаю командам обменяться кроссвордами и решить их в течение 5 минут. А пока команды работают, зрителям предлагаем тоже пошевелить мозговыми извилинами. Для вас – кроссворд (на экран мультимедийного проектора выводится кроссворд для зрителей)


Пятый бой. Пантомимки.
    Наши игроки, похоже, засиделись. Пора дать им возможность немного размяться. Каждая команда получает задание – изобразить жестами и мимикой один из признаков химической реакции, а их соперники должны его отгадать. Пока участники готовятся, зрителям предлагаем вспомнить, какие признаки химической реакции они знают.


Шестой бой. Химический ералаш.

  • И напоследок: много – много вопросов и заданий, которые и решат исход поединка. Команды отвечают по принципу “кто быстрее”. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Каких элементов больше: металлов или неметаллов? (Металлов)

  2. А сколько всего неметаллов? (22)

  3. Почему чай называют домашним индикатором? (Меняет цвет в кислой среде)

  4. Что такое “чистая вода”? (Дистиллированная)

  5. Найдите ошибку в высказывании: “По составу минеральных солей мёд почти идентичен крови человека. Мёд содержит 450 элементов, из которых половина содержится только в мёде” (Известно всего 113 элементов)

  6. Какова формула ржавчины?

  7. Сколько литров воды нужно взять, чтобы приготовить 1 литр 10%-ного раствора гидроксида алюминия? (Это нерастворимое основание)

  8. Юный химик Вася, забравшись в заброшенную лабораторию, нашёл запаянную пробирку из тёмного стекла. Открыв её он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском. Что это за жидкость и что с ней дальше делать Васе? (Ртуть; срочно закрыть банку и вызвать спасателей МЧС)

  9. В 1676 году Роберт Бойль провел следующий опыт: он взвесил запаянную колбу с порошком металла, нагрел её, потом охладил до исходной температуры, вскрыл и взвесил снова. На основании этого опыта он сделал вывод, что при нагревании масса металла увеличивается.


В 1756 году М.В. Ломоносов повторил этот опыт с некоторыми изменениями и сделал вывод, что Бойль совершил ошибку.


  1. Какую ошибку совершил Бойль? (Вскрыл реторту до взвешивания)

  2. Как Ломоносов изменил опыт Бойля? (Взвесил реторту, не вскрывая)

  3. Какой закон сформулировал Ломоносов на основании этого опыта? (закон сохранения масс)

  1. В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. Автомобильный двигатель на каждые 100 км пути расходует 1825 кг кислорода. Сколько времени может дышать этим кислородом человек? (В воздухе 1/5 часть кислорода, значит в сутки человек потребляет 25:5=5 кг кислорода. Тогда 1825:5=365 суток)



Подведение итогов.